«Пока мы будем строить на первой линии квартиры для продажи, ничего не изменится»

0 0

«Пока мы будем строить на первой линии квартиры для продажи, ничего не изменится»

Фото rugrad

Соучредитель компаний «Балтма» и «Балтма Тур» с совокупной выручкой свыше 102 млн руб. Михаил Друтман начинал работать на туристическом рынке региона еще в 1990-е. К 2024 году кажется, что отрасль развивается в геометрической прогрессии, однако накоплен довольно существенный пласт проблем. В минувшую пятницу, 8 ноября, бизнесмен стал гостем подкаста «Дом Советов», где рассказал о хромающей туристической инфраструктуре региона, почему инвесторы не вкладываются в отели и настоящие санатории в Калининградской области, а отдых за рубежом стал приоритетом для богатых. Портал RUGRAD приводит основные тезисы его выступления. 

«Пока мы будем строить на первой линии квартиры для продажи, ничего не изменится»

Про хромающую инфраструктуру

Нам есть к чему стремиться. Мировой опыт показывает, что качество всегда надо повышать, создавать новые продукты. Нужно придумывать новые идеи, и касается это в первую очередь индустрии гостеприимства и туризма. Мы всегда говорили, что в Калининград должен приехать возвратный турист. Чтобы был возвратный турист, чтобы человек захотел сюда вернуться, надо ему сделать что-то новое: повысить качество, предоставить ему лучший сервис, надо дать транспорт, который более комфортный. <…>

Я всё время говорю, что теперь каждый, знающий два слова, может быть гидом. Всё это, наверное, от нехватки. Хотя гидов на сегодняшний день точно хватает… Но когда сталкиваешься с реалиями: в какие-то пиковые дни, в выходные или праздники ты перебираешь… Ты же не можешь поставить абы кого? Тогда не хватает, действительно так.

Если говорить об увеличении объема туристического рынка, то всё зависит от инфраструктуры, которая немножечко хромает, но развивается, делает большие шаги. У нас очень много всего нового, а спрос порождает предложение. 

«Пока мы будем строить на первой линии квартиры для продажи, ничего не изменится»

 

О санаториях

Идея-то хорошая [с санаториями], только [их] не было и нет. Спасибо Сергею Куренкову, который в Краснознаменске открыл. Великий подвиг, я считаю, и большое благо для местных людей. 

Когда 10–15 лет назад тут были другие туристы, и мы работали на совершенно других рынках, я каждый день бывал в Светлогорске: проверял, встречался с отелями, а сейчас это чисто физически тяжело сделать: попал в пробку и прочее. 

Санаторное дело — это большой, длительный процесс, большие базы и довольно серьезные инвестиции. Вы посмотрите, у нас же ни одного санатория не появилось за эти годы. 

Заливино — это Заливино, это непростая история, и там такой маленький санаторий (имеется в виду комплекс «Амбер Сакрум». — Прим. ред.). Действительно, довольно интересная база и дай бог успехов, но мы говорим о большом санаторном деле. Как был у нас «Янтарный берег», так и есть у нас «Янтарный берег» — и по-большому счету всё. Даже те санатории, которые были в Светлогорске, — теперь отельные корпуса, там теперь нет санаториев. Отель Madame L — это же бывший санаторий. 

«Пока мы будем строить на первой линии квартиры для продажи, ничего не изменится»

Про апарты вместо отелей

Мы с 2020 года живем в условиях, когда Калининград для России — это Канны во время Каннского фестиваля в мае, а может, и больше. Но давайте посмотрим, что у нас из отельной базы появилось. В Калининграде ничего. В самом городе просто ничего. 

«Промсвязьбанк» строит, мне кажется, интересный проект большого красивого 5-звездочного отеля. Это единственная стройка, которая началась. Да, появились небольшие отели в Светлогорске и Зеленоградске. 

По поводу емкости рынка… У нас куча сдерживающих факторов. В первую очередь логистический для отельной базы. Вот эти полные самолеты — это не люди, заполняющие отели. Это не туристы. Когда мы говорим о 2 миллионах туристах, то я всегда делаю себе такую пометочку в голове: а сколько из этих людей приехали по путевкам? Туром от турфирм и в турфирмы? 20–30 % в лучшем случае. В основном это частные люди. Мы вернулись в Советский Союз. 

Калининград, благо, дополняет на сегодняшний день фонд частного жилья и апартаментов — они могут заполнить дырки. Вот эти люди и заполняют в основном самолеты.

Те люди, которые живут в отеле Crystal House, — знаете, по какой стоимости они живут? Мы побеждаем все рекорды, которые только можно. Господи, кто же эти люди, которые могут платить такую стоимость… Нижний Замковый пруд у нас красивый, но это не Женевское озеро, а цена примерно такая же. Всё это нормальные и, наверное, правильные вещи. Потому что люди приезжают в Калининград, а это европейский город. 

Пока мы будем строить на лучших местах, на первых линиях апарт-отели, то есть квартиры для продажи, то ничего не изменится. Опыт всего мира показывает, что первые линии — это отельные привилегии, лучшие места — это отельные места. А всё остальное — потом. Дойдем мы до этого — будет, наверное, застройка первых линий отелями… Пока мы наблюдаем это, но в ограниченных количествах. <…> Капля в море. 

«Пока мы будем строить на первой линии квартиры для продажи, ничего не изменится»

Про сложности у инвесторов отелей

Две причины: низкая окупаемость и, видимо, не создано условий, чтобы сюда бежали и вкладывали деньги. Стройка существует, она большая, значит, это выгодно. Чтобы отель приносил денежку круглый год, там должна быть большая инфраструктура. <…>  Строится отель, я спрашиваю: «А где у вас конференц-зал?» «Ой, у нас там, в подвале». 

Через это прошли все: прежде чем построить отель, надо 85 раз подумать, что здесь будет, как он будет заполняться круглый год. Поэтому должны быть SPA, конференц-залы для проведения деловых мероприятий и т. д. 

    

О повышении ключевой ставки и ее влиянии на строительство отелей

Мы не говорим про простых людей, мы говорим про большие корпорации, про тот бизнес, который может себе это позволить. Наверное, есть другие выгодные вещи. Тут надо очень хотеть… Всё, что связано с туризмом, — это довольно красиво. Чтобы это работало — это затратно. 

«Пока мы будем строить на первой линии квартиры для продажи, ничего не изменится»

О путешествиях за границу и популярных направлениях

Мы отправляем [туристов] по всему миру до сих пор. Какие-то еще есть лазейки, летают самолеты. Людям тяжело путешествовать, потому что это очень дорого. Туризм за рубеж стал приоритетом богатых людей.

Без сомнения, [популярен] Тайланд. Удивительное чудо и популярность островного отдыха, в первую очередь Мальдив, тоже пока никто не отменял. Очень много зависит от перелета и логистики: у нас есть прямые рейсы в Тайланд, Сейшелы, Мальдивы, с этого года — Денпасар на Бали (речь идет о прямых рейсах из Москвы и Санкт-Петербурга. — Прим. ред.). Никакого массового туризма из города Калининграда вообще не наблюдается. Есть у нас одна возможность улететь в тепло — в Шарм-эль-Шейх (Египет). Вот у нас есть 4 прямых рейса в неделю. В этом году мы лишились прямого перелета в Турцию, который был очень популярен. 

Про туристический налог

Я не отношусь [к турналогу] отрицательно, это во всем мире есть. Сейчас это стало не сбором, теперь это налог со средств размещения. Без сомнения, калининградским отелям так же тяжело. Выросла выручка, но выросли цены. Питание, заработная плата — отелям непросто. Но для повышения привлекательности, для улучшения инфраструктуры, если правильно идут деньги, наверное, это не самый последний путь.  

Записал: Алексей Щеголев
Фото: RUGRAD

Поощрить публикацию:

100 500 1000 5000

Источник: rugrad.online

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.